Золотые правила дизайна сада

Законы и приемы ландшафтного дизайна

Золотые правила дизайна сада

Введение

Композиция

Перспектива

Цвет

Светотень

Симметрияи асимметрия

Контрасти нюанс

Ритм

Пейзажныекартины в малом саду

Введение

Какиеправила надо соблюдать, чтобы ваш участокне превратился в хаотичный набор несвязанных или неудачно связанных междусобою частей-элементов? Каковы законы,приемы и, если хотите, тайны мастерства,которыми пользуется ландшафтныйдизайнер, оперируя природными материалами?

Выдолжны заранее знать,

Чтобудет где расти, цвести и глаз пленять,

Какрядом выглядит такой с таким-то цветом

Ичто у нас цветет весной, зимой и летом.

Икак все разместить, чтоб зимостойкийсад

Благоухали цвел и радовал ваш взгляд…

Напротяжении многих веков мастера,создававшие сады и парки, придерживалисьзаконов и правил. подсказанных имприродой и общих для других видовискусств.

В садах сконцентрировались,слились воедино архитектура и живопись,поэзия и музыка, но законы ландшафтногопостроения оказались ближе всего кзаконам построения пространства, т. е.к законам архитектуры.

Поэтому мы говоримоб искусстве организации окружающегопространства средствами природноголандшафта как о ландшафтной архитектуресада.

Естественныйландшафт формирует пять основныхкомпонентов, тесно взаимосвязанныхдруг с другом: земля, вода, воздушныемассы, растительность и животный мир.

Мы знаем, что на земле осталось оченьмало уголков, где ландшафт сохранилсяв своем первозданном виде,– большинстволандшафтов искусственно созданычеловеком. Современные загородныеусадьбы — это также ландшафт, созданныйруками человека.

Поэтому дачникам исадоводам, по существу, создающим новыйоблик пригородов, важно использоватьприемы и законы ландшафтной архитектуры– ведь это законы гармонии и красоты,законы самой природы.

Чтобне нарушить чар естественной природы,

Потребныум и вкус, а вовсе не расходы.

Ведькаждый сад — пейзаж, и он неповторим,

Онскромен иль богат — равно любуюсь им.

Художникамибыть пристало садоводам!

Изображениеприроды на холсте картины или на плоскостистены в интерьере — это иллюзия реальногопространства. До нас дошло много картин,изображающих отдельные пейзажи иликогда-то существовавшие сады и парки.Из истории известно, что были икартины-“обманки”, которые применялисьв древних садах с целью зрительнорасширить пространство сада. Декораторырасписывали стены и ограды.

Таковыросписи стен “Верхового сада” в Кремле,роспись галереи Гонзаго в Павловскомпарке. И наоборот, на основе пейзажей,придуманных живописцами, дажефантастических, садовники создавалиреальные пейзажи в парках и садах.

Этимне ограничивалось взаимодействиесадово-паркового искусства с живописью:в обоих искусствах действуют законыперспективы и колористики, законыкомпозиции пространства — иллюзорногои реального.

Композиция

Подкомпозицией (от лат. compositio — связь,соединение) вообще понимается расположениеразличных форм в пространстве всочетаниях, создающих гармоничноеединство.

Иначе говоря, размещая растенияи сооружения в саду, мы должны добитьсятакого их соотношения, которое было быприятно глазу, вызывало бы ощущениегармонии.

Взаимосвязь пространства,плоскости и объемов выражаетсяобъемно-пространственной композициейи основана на общих закономерностяхпостроения ландшафта малого сада.

Прирешении композиционных задач необходимоучитывать целый ряд свойств, которымиобладают пространственные формы. Онианалогичны свойствам, выделенным вархитектуре, также оперирующейпространственными формами. Сюда входят:геометрический вид формы, ее величина,масса, фактура, положение в пространстве,цвет и освещенность (светотень).

Соотношенияформ по их свойствам представляют собойсредства композиции. Важнейшими из нихявляются: единство и соподчиненность,пропорции, законы линейной и воздушнойперспективы.

Они определяют соотношенияпространственных форм по положению впространстве, величине, цвету, освещенностии т. д.

Сюда же входят такие приемы, каксимметрия, асимметрия, равновесие, ритм,контраст, нюанс, масштабность и т. д.

Всеэти свойства и их соотношения тесносвязаны между собой, и выделить срединих главные и второстепенные, а темболее разделить их практически невозможно.Они неразрывно связаны. Значение этихсвойств и их соотношений в композицииопределяется в каждом конкретном случае.Однако в целях изучения лучше рассмотретьих отдельно.

Соотношениеформ по геометрическому строению. Формуприродных элементов можно обобщеннопредставить себе близкой к геометрической.Может быть линейная, плоскостная иобъемная форма, в зависимости отсоотношения ее измерений.

В линейнойпреобладает одно измерение над двумядругими, предельно малыми; в плоскостной– относительно равны два измерения приподчиненно малой величине третьего; вобъемной форме все измерения относительноблизки по величине.

Обратите вниманиена характерные объемные формы крондеревьев различных пород. Их можнопредставить себе как тела вращения –шары, конусы, параболоиды. По сравнениюс ними низкие массивы цветников выглядяткак плоскости (плоскостная форма).

Линейной формой, которая неизменноприсутствует во многих элементах сада,можно считать дорожки, бордюры, ограждениесада.

Соотношениеформ по величине. Составляя группу издеревьев и кустарников, мы частопользуемся контрастным соотношениемих форм (высокий — низкий, большой –маленький, пирамидальный — шаровидныйи т. д.).

Неизбежные в малом саду прямыедорожки, связывающие разные точки садапо кратчайшим направлениям, геометрическиправильные грядки сочетаются с округлымиочертаниями цветников. Желательная (изусловий ухода) посадка яблонь попрямоугольной сетке уравновешиваетсявведением живописных групп цветущихкустарников.

Жесткость границ участкауживается со свободными, мягкими линиямиберегов маленького бассейна. Это всепримеры соотношения форм по геометрическомустроению и по величине.

Приоформлении небольшого сада лучше всегоостановиться на какой-нибудь однойплоскостной форме, так как ощущениегармонии возникает благодаря простотеи повторяемости основного рисунка.Разнообразие достигается различнойвеличиной формы.

Так, круглую площадкудля отдыха можно устроить в центретакого же круглого газона, не менееинтересной может оказаться композицияплощадок квадратной и прямоугольнойформы.

Однако геометрические формывыполнят свою роль лишь в том случае,если они отчетливо просматриваются –в дорожках, живых изгородях, бордюрах,перголах, шпалерах, поверхности газонаили пруда. Композиция должна иметьэффектный центр.

Им могут стать деревос фигурной стрижкой, цветы в кадках иливазах, скульптура или фонтанчик.Подстриженные деревья и кустарникихороши и по углам клумб, и на концахдорожек, где они подчеркивают четкостьгеометрических форм.

Соотношенияформ по фактуре. Под фактурой понимаетсяхарактер поверхности предметов. Вландшафтном дизайне учитывается фактурарастительности — деревьев, кустарников,поверхности газона и цветников иматериалов мощения, лестниц и ограждений.

Если речь идет о древесных растениях,то фактура рассматривается как составнаячасть, характеризующая строение кроны(вместе с силуэтом и структурой). Приэтом, выделяют следующие типы: грубая(дуб), средняя (вяз, липа), тонкая (ива,береза).

Соотношенияформ по цвету. Цвет является одним изважных средств художественнойвыразительности композиции. Следуетучитывать сезонные и возрастные измененияцвета растений, общую цветовую гаммупейзажей, колорит цветников.

В весеннее,летнее и осеннее время окраска древесныхрастений слагается из цвета листьев,ветвей, стволов, цветков и плодов, а взимнее, позднеосеннее и ранневесеннеевремя цветовой тон определяется окраскойветвей и стволов.

В течение круглогогода значительное место в колоритепейзажа занимают вечнозеленые растения:пихта, ель, сосна, можжевельник. В южныхширотах используется широкий ассортиментвечнозеленых лиственных и хвойных.

Основным фоном для древесных и цветочныхрастений служат газоны, которые с апреляпо сентябрь варьируют по оттенкамзеленого цвета: от теплых до холодныхтонов.

Соотношенияформ по положению в пространстве. Здесьимеется в виду положение форм по отношениюдруг к другу и наблюдателю в трехмерномпространстве. Разнообразные формы мыразмещаем в пространстве сада и получаемпри этом три вида пространственнойкомпозиции: фронтальную, объемную иглубинно-пространственную.

Во фронтальнойкомпозиции, развернутой в ширину, какправило, не выражены два других измерения.Это своего рода плоскостная декорация.Объемная композиция имеет формы, ярковыраженные во всех трех измерениях.

Вглубинно-пространственных композицияхприродные формы организуются в глубокиеперспективы, восприятие которых взначительной степени определяетсязаконами линейной и воздушной перспективы– композиционных средств, присущихландшафтной архитектуре, так же как иживописи.

Источник: https://StudFiles.net/preview/403101/

Оформление вашего сада

Золотые правила дизайна сада

В этой статье даются основные руководства для нового дизайна и устройства вашего сада. Эти руководства применимы как для запущенного сада, так и для перепланировки обыкновенных садов.

Для того, чтобы сделать сад более оригинальным не стоит выделять некоторые растения и делать их в центре композиции сада, есть возможность посадить растения и деревья с пышными цветениями и контрастными оттенками цветов. Этого будет достаточно, чтобы сделать ваш сад уникальным и неповторимым.

Что сделать, чтобы сад был гармоничным.

Чтобы сад стал гармоничнее, следует дополнить его отдельные участки другими растениями, элементами и таким образом создать композицию. Чаще всего этот эффект можно достичь с помощью цветовых гамм и гармоний.

Имеется ввиду, что стиль постройки дома повторяется и в саду, для этого можно использовать такие же строительные материалы, что и для дома. Таким образом, создается единая форма, материалы, растения и постройки создают устройство сада гармонично.

В пример можно привести круглой формы площадку, мощенную камнями и украшенную родгерзией (Rodgersia), которая имеет круглые листья.

Визуальные прерогативы и неожиданные решения

Есть такие приемы, с помощью которых в саду можно сделать сюрпризы: создать такие предметы и объекты, которые вы увидите только тогда, когда подойдете к ним ближе. Таким образом, посетитель сада будет заинтересован увидеть большее, возникнет желание акцентировать внимание не только на сад в целом, но и на мелочи.

Банальный пример – это дорожки, траектории которых нельзя проследить, не пройдясь по ним, либо же статуи, которые видны под определенным углом. Когда используются такие приемы, то сад становится визуально больше, а дальние участки становятся оживленными.

Также такие неожиданные объекты создают впечатление, что посетитель открывает что-то новое в вашем саду.

Взор человека, как известно, воспринимает, прежде всего, яркие акценты, но и с ними лучше не переусердствовать.

Соотношение отрезков, их длины, которые образуются в результате деления линий, лежащей над ними точками называют «золотым сечением» сада. Такое соотношение примерно равно 5/8 длины такой линии. Когда это применяют, то значит, что в саду должен быть бросающийся в глаза объект.

Таким объектом может быть дерево или статуя, которые отличаются от всех остальных по стилю и фактуре. Это заносят в план сада, применяя масштаб. После чего от этой реперной точки проводят под углом в 90˚ две линии. Длины этих линий и называют «золотым сечением» вашего сада. Чаше всего, чтобы упростить задачу, делают длину одной линии8 см, второй же5 см.

если вы хотите сделать отрезки другой длины, но при этом следует рассчитать пропорцию, чтобы соотношение было аналогичным. Таким образом у вас при соединении всех этих линий получается треугольник с прямым углом, в один из углов которого вы садите дерево либо ставите статую, а два других угла занимают другие растения, которые вы приобрели.

С помощью этого принципа вы определяете места, которые лучше всего подходят для расстановки акцентов в вашем саду.

Другие варианты использования «золотого сечения»

Помимо размещения растений относительно площади в саду, этот принцип можно использовать также и при расчете высоты растений, например высоты ограждения или изгороди из растений, и расположенных рядом с ними клумбы или других растений. Так же рассчитывают и высоту забора и живых изгородей. Здесь тоже используют аналогичное соотношение, только не длины, а высоты.

Использование «золотого сечения» требует от владельца сада терпения и сил, чтобы рассчитать лучшие позиции для насаждений.

Но, не смотря на это, в уже посаженных садах это есть самым лучшим способом для того, чтобы найти оптимальные точки, а также найти лучшее их сочетание.

Также важно, что при применении этих расчетов, размеры сада не имеют значения. Например, флористы пользуются эти принципом для создания композиция из цветов в горшках.

Если вы используете этот принцип для благоустройства сада, важное значение имеет место наблюдателя, с которого он будет рассматривать сад.

Ведь именно от него зависит, в каком направлении размещают реперные линии треугольника. Эта точка должна находиться там, из которой сам владелец сада хотел бы наблюдать свой сад.

Если же сад поделен на несколько частей, то данные пропорции исчисляются для каждой области отдельно.

С понятием осей сада также связана и симметрия, которая важна для гармоничного соотношения растений.

Если дом или сад построены по этим принципам, то впечатление симметрии усиливается расположением клумб, дорожек, статуй и других предметов вашего сада.

На таком фон очень выделяются те точки, которые вы сделали доминантными. Иногда этот порядок специально нарушается владельцем сада, чтобы подчеркнуть уникальность и оригинальность сада.

Без арок и растений, что вьются, без скамеек в конце дорожек обзорных угол был бы слишком широк, что не производило бы должного впечатления, это может сыграть отрицательную роль.

Круглые объекты и закругленные композиции

Это является антагонистом осям, которые идут прямо. Разные участки сада соединяются одна с другой с помощью изгибов, круглых линий, ярко выраженных или полуокружностей. Это подчеркивается различными газонами, площадками.

В наше время это очень популярно, ведь именно это решение придает саду уют, чувство уединения, интимности и самого подходящего места для отдыха.

Для того, чтоб это хорошо воспринималось, выбирают такие декоративные растения, которые могли бы оптически делать более плотным пространство.

Обзор в обустройстве сада

Все, что имеет границы в саду, должно иметь выход для взора посетителя.

Не стоит все загораживать непрерывными живыми изгородями, если вы лишь приоткроете тайные уголки вашего сада, это сделает его более интересным и уютным.

Даже если вы хотите создать укромный уголок у вас в саду, то можно это сделать с помощью прерывающейся циркулярной изгороди, чтобы открывался вид, например, на дерево или декоративное растение.

Деление на «легкое» и «тяжелое» в дизайне сада

То, что в саду воспринимается визуально, делят на «легкое» и «тяжелое». Имеется ввиду, что, например, плотно посаженые самшиты или тисовые насаждения в виде живой изгороди смотрятся визуально тяжело.

А вот береза наоборот, воспринимается как легкое насаждение, открывающее пространство. Сохраняя такие насаждения в равновесии, вы делаете ваш сад более гармоничным.

То есть, если вы сделаете больше тяжелых насаждений, то такой сад будет «давить» на наблюдателя, подавлять его. Потому стоит сохранять баланс.

Воздействие цвета на настроение

На ваше настроение имеют влияние цвета. Вместе с основным цветом сада – зеленым, также играют немаловажную роль цвета построек, крыльца, крыши, покрытий садовых лавочек.

Если эти объекты выполнены в светлых тонах, то сад будет выглядеть легче. Ведь в вашем саду будет более тысячи оттенков только одного зеленого цвета.

Для того, чтобы уравновесить гамму, стоит насаждать растения не только с широкими листьями, а также и более легкие, воздушные растения.

Цвета и оттенки, которые применяются для обустройства сада, их комбинации являют собой целую науку. Стоит помнить, что растения меняют свои оттенки зимой, весной и летом, пуская побеги, становясь полностью зелеными и сбрасывая листья. Применяется цветовая гармония цветов.

Это вносит в сад чувство легкости, красоты, спокойствия. Такую гармонию возможно достичь, для этого комбинируют различные оттенки из одного спектра цветов. Этот прием можно осуществить с помощью насаждения тюльпанов красного, розового и фиолетового цветов.

Выделяют основной цвет, в этом примере это красный.

Контрасты в саду создают, используя две основные краски: желтый и красный. Например, вы можете посадить желтые факельные линии и манжеты, красную крапиву индейскую, флокс и тысячелистник.

Известно, что синие цвета относят к холодному спектру, потому, когда вы посадите цветы сине-голубого тона, то этот участок будет восприниматься более холодным. Так, чаще всего, садят лаванду, шалфей и сочетают их с розами сине-фиолетового цвета. Из спектра более теплого стремятся использовать не слишком много цветов, потому как они воспринимаются противоположно.

Источник: http://vosledoma.com/oformlenie-vashego-sada/

Принципы благоустройства сада

Золотые правила дизайна сада

Здесь приводятся основные принципы оформления сада. Они применимы как к запущенным садам, так и к перепланировке обычных садов.

Простота и спокойствие

Имеется в виду спокойная атмосфера, органично сочетающаяся с гармонией и яркими контрастами. Наилучший пример — выложенные гравием поверхности в типичном «восточном» саду, выдержанном, например, в стиле дзен. Так, в композиции дзен очень четко соблюдены пропорции в размещении отдельных камней и растений.

Ограниченное количество продуманно расположенных крупных камней и отдельных растений привносят определенную напряженность в общую композицию умиротворяющей картины. Любой намек на излишество (чего бы то ни было!) ухудшает общее впечатление.

Непритязательность и максимальное ограничение в выразительных средствах позволяют достичь оптимального сочетания спокойствия и простоты.

Перенося этот принцип на какой-нибудь старый сад, с помощью засаженных одинаковой растительностью поверхностей или групп одинаковых растений в нем можно достичь существенно большего эффекта, нежели путем использования непохожих друг на друга растений. Так, группа самшитовых деревьев, подстриженных в форме шара, высаженная на видном месте, радует глаз на протяжении целого года. A вот растущие по отдельности, эти растения не производят столь сильного впечатления.

Гармония

Гармония в саду предполагает дополнение отдельных его участков различными растениями и иными элементами в рамках единого общего. Зачастую необходимый эффект благоустройства сада достигается путем создания цветовой гармонии.

Это может означать, что стилистические особенности дома повторяются в саду путем использования аналогичных строительных материалов. Единство форм, материалов и растений, a также построек создает впечатление гармонии.

В качестве примера можно привести круглую мощенную камнями площадку с родезией (Rodgersia), имеющей круглые листья.

Столь же гармонично выглядят симметричные размещения растений и построек. Для этого весьма важно соблюдение пропорций.

Контраст и напряжение

Напряжение возникает в результате наличия в саду контрастов, которые бросаются в глаза своей оригинальностью на общем фоне. Контрасты как бы диссонируют с гармонией и целостностью. И тем не менее контрасты выразительны лишь на фоне умиротворенности и единообразия. Контрасты возникают за счет противопоставления красок, форм и структур.

Так, кустарник с пятнистыми желтыми листьями хорошо смотрится в живой изгороди лишь в том случае, когда выделяется на фоне своих многочисленных зеленых соседей. Но не только отдельные растения или декоративные объекты сада контрастируют между собой. Контраст создается и сменой стилей, в которых выполнены отдельные участки сада.

Однако здесь всегда следует знать меру, чтобы поиск контрастов не привел к эклектичности и хаосу.

Сюрпризы и визуальные акценты

Сад таит в себе сюрпризы: отдельные декоративные объекты можно увидеть лишь при приближении к ним. Такие объекты вновь и вновь вызывают интерес наблюдателя и пробуждают его внимание.

Типичным примером являются изгибы дорожек, за которыми не видно их продолжения, или скульптуры, которые можно увидеть лишь под определенным углом. Использование подобных эффектов оживляет запущенные сады и визуально увеличивает сады небольшой площади.

А кроме того, сюрпризы создают некое внутреннее напряжение.

Взгляд непроизвольно останавливается на чем-то необычном и ярком. Но использование оптических акцентов всегда должно быть весьма умеренным.

Пропорции и «золотое сечение»

Даже в случае использования упомянутых принципов оформления для каждого выделяющегося чем-либо растения и каждого декоративного элемента в саду следует найти его собственное место, a также определить его оптимальные размеры.

Садовые пространства, отдельные растения, живые изгороди, насаждения и строительные долговременные садовые элементы должны своими размерами оптимально сочетаться друг с другом и с са­дом в целом. Для этого необходимо соблюдение определенных пропорций. Если это правило соблюдается, сад радует взгляд гармонией или приятным сочетанием контрастов.

При этом симметрия является неизменным спутником гармонии, в то время как для создания контрастов необходимы иные пропорции. Применение принципа «золотого сечения» позволяет достичь гармоничного сочетания пропорций. Указанные соотношения размеров использовались уже в античной архитектуре.

Что касается сада, это понятие может относиться к пропорциям высот, поперечных размеров деревьев или элементов построек, а также расстояний между отдельными точками.

«Золотое сечение» — это вполне определенное гармоничное соотношение длин отрезков, образующихся в результате деления линии лежащей на ней точкой. Данное соотношение составляет приблизительно 5/8 длины линии. Применительно к территории сада это означает, что в саду обязательно должна иметься некая реперная, бросающаяся в глаза точка.

Ею может служить отдельно стоящее большое дерево, во всех отношениях отличающееся от остальных деревьев. Теперь стоит в масштабе нанести размеры этого дерева на эскиз или план сада. Затем от этой реперной точки проводят под прямым углом друг к другу две линии. Длины этих линий определяют «золотое сечение».

Для простоты вы можете сделать одну из них длиной 8, а вторую 5 см. Естественно, первая линия может быть и любой другой длины, a длину второй в этом случае следует высчитать, используя указанную пропорцию. В нашем примере от реперной точки была проведена линия длиной 15 см, в связи с чем второй отрезок получался равным 9 см.

Если теперь соединить между собой концы этих линий, получается прямоугольный треугольник. Одним из его углов в нашем примере является бросающееся в глаза дерево, а два других угла должны быть намечены строительными, декоративными или расти­тельными элементами.

С помощью «золотого сечения» в саду определяются оптимальные места расположения привлекающих внимание объектов, будь то растения, скульптуры или строительные элементы.

Если вы хотите расположить отдельные элементы сада правильно, вам следует придержи­ваться принципа «золотого сечения»

Основываясь на использовании принципа «золотого сечения», также можно гармонично соединить между собою строительные элементы с садовыми посадками

Бросающееся в глаза дерево (реперная точка 1) в сочетании с обеими другими реперными точками играет особую роль. Первая реперная точка доминирует над второй, a вторая, в свою очередь, над третьей (см. рис.). Так, например, реперные точки 2 и 3 могут быть деревьями одного вида, но различных размеров, посаженными в соответствующих этим точкам местах.

Возможно также использование двух или даже трех различных видов деревьев или кустарников. Подобное размещение особенно хорошо смотрится на открытых газонных пространствах. Среди густых посадок реперные точки лучше наметить одинаковыми растениями (например, выделяющимися кустами).

В любом случае, выбор реперных точек должен производиться весьма обдуманно и с учетом их соответствия друг другу.

Дополнительные возможности использования принципа «золотого сечения»

Помимо размещения растений на территории, принцип «золотого сечения» может использоваться также при оценке необходимой высоты, например, высоты живой изгороди по отношению к ширине расположенной перед ней клумбы. То же самое можно сказать о подборе удачного сочетания высот живой изгороди и забора. И здесь рекомендуется использовать соотношение 8:5.

Использование принципа «золотого сечения» в собственном саду потребует от садовода-любителя некоторых усилий и определенного опыта.

Тем не менее именно в уже разбитых садах этот принцип является единственным средством для нахождения наиболее выразительных точек, их выделения и оптимального сочетания с новыми элементами.

При этом размеры сада не имеют значения. Флористы используют эти принципы даже в маленьких цветочных горшках.

Применительно к садам важнейшим фактором является место нахождения наблюдателя. Он определяет, в каком направлении следует разместить реперные точки 2 и 3 относительно реперной точки 1.

Решение проблемы довольно просто: эта оптимальная для «золотого сечения» точка должна находиться там, откуда владелец сада наиболее часто видит или хотел бы видеть свой сад. Это может быть любимое место отдыха, терраса или окно.

И если сад делится на несколько частей, оптически не связанных друг с другом, указанные пропорции должны устанавливаться для каждой из них отдельно.

И даже в пределах одного участка при помощи принципа «золотого сечения» возможны как оптимизация размещения доминирующих растений, так и определение размеров отдельных площадей под посадки. В перспективе все три реперные точки должны всегда оставаться выделяющимися на общем фоне и со временем не затеряться среди другой растительности.

Оси

Осями в саду являются прямые линии, намечаемые дорожками, поверхностями или руслом ручья.

Если линия завершается некоторой точкой, которая особым образом подчеркивается каким-либо объектом, то он явно представляет собой оптический акцент, рассчитанный на то, чтобы привлечь к себе внимание.

Если оси специально выделяются, то тем самым они создают в саду определенное настроение и подчеркивают перспективу. Зачастую такие оси уже имеются, если, например, главный вход расположен по центру здания и к нему ведет прямолинейная дорожка.

С осями сада связано понятие симметрии. Если здание или сад построены по этому принципу, то общее впечатление гармонии может быть усилено симметричным расположением растений, дорожек и объектов. На этом фоне особенно выделяются доминантные точки. Но иногда этот порядок осознанно нарушается асимметричностью расположения.

Без арочных конструкций для вьющихся растений и без скамейки в конце мощеной дорожки обзорная ось производила бы впечатление слишком длинной

Закругленные формы

Они являются противоположностью проходящим прямо осям. Различные участки сада или его точки соединяются друг с другом изогнутыми формами в виде легких или ярко выраженных изгибов, полуокружностей или закруглений.

Эти формы подчеркиваются газонами с примыкающими к ним посадками, дорожками или площадками. Изогнутые формы весьма популярны, поскольку они придают саду уют и интимность.

Чтобы они правильно воспринимались, необходимы определенное оптическое «утяжеление» и плотность выбранных растений.

Обрамление и границы

Чувство защищенности в саду многократно усиливается границами, бессознательно воспринимаемыми нами в качестве гарантии безопасности. Поэтому внутреннее пространство сада ограничивается по периметру растениями или некими строительными элементами.

В простейшем случае границами служат живые изгороди. Внутренний двор выполняет эту функцию уже за счет своего расположения. Можно лишь восхищаться большим искусством обрамления в английских парках. Там целые сады выполнены тематически по аналогии с отдельными помещениями дома.

Мы же, напротив, планируем в садах лишь несколько ниш или защищаем от посторонних взглядов террасы и места для отдыха. Если нишу или проход ограничить чем-либо сверху, возникает обрамление. Перголы, арки над воротами, крытые проходы являются примером такого обрамления в саду.

Особенно впечатляет обрамление, если из него открывается захватывающий вид. Поскольку обрамление и границы действительно выполняют раздели тельную функцию, то целесообразно и размещать их там, где требуется разграничение пространства.

Стоящая посреди газонной лужайки арка ворот будет выглядеть неуместно. Но если к проходу примыкает живая изгородь или клумба, то использование арки будет вполне оправданно.

Обзор

Все, что обрамляется, должно иметь выход, чтобы открывать перспективу.

Если с границы участка открывается прекрасный вид на окрестности или хотя бы на какое-нибудь красивое дерево, то не стоит закрывать этот вид непрерывной живой изгородью.

Для защиты от нескромных взглядов или ветра можно использовать живую изгородь в виде отдельных коротких отрезков, благодаря чему возникает иллюзия, что сад продолжается и за изгородью, сливаясь с окружающим ландшафтом.

Легкое» и «тяжелое»

Визуальное восприятие всего, что имеется в саду, можно подразделить на «легкое» и «тяжелое». Если растения с плотной темной листвой посажены компактно, например, шар из самшита или тисовая живая изгородь, то они смотрятся тяжело. A вот высокая береза, напротив, кажется зимой очень легкой.

Удачный баланс легкости и утяжеленности создает в саду гармонию. Сады со старыми елями и пихтами кажутся не только темными, но и в известной степени тяжелыми, почти что подавляющими наблюдателя.

Сад, поросший сбрасывающими листву кустарниками, зимой производит впечатление легкости, которую могут уравновесить несколько вечнозеленых растений.

Эмоциональное воздействие цвета

На наше восприятие существенно воздействуют цвета. Наряду с основным зеленым цветом на общее впечатление влияют окраска зданий, покрытий, лестниц, садовой мебели и аксессуаров. Чем светлее объект, тем легче он выглядит. Один только зеленый цвет встречается у растений во множестве нюансов и оттенков. Рядом с имеющей большие листья хостой нежными и воздушными смотрятся водосбор и герань.

Множество цветов и их оттенков, a также бесчисленные возможности их комбинаций представляют собой целую науку. К этому следует добавить, что растения зимой, при появлении побегов весной, в течение всего лета. Еще одним важным оформительским средством является цветовая гармония.

Она привносит в сад легкость, чистоту и спокойствие. Гармония красок, называемая также цветовым спектром, возникает, если комбинировать друг с другом различные оттенки одного и того же цвета. Цветовую гармонию в саду представляют, например, красные, розовые и фиолетовые тюльпаны.

Гармония зависит от основного цвета, в этом случае красного.

Цветовой контраст сада достигается использованием двух основных красок: желтыми факельными лилиями и манжетками, a также красными крапивой индейской, флоксом и тысячелистником

Сочетание растительности в сине-голубой тональности очень элегантно и эмоционально воспринимается холодным. Примером могли бы послужить лаванда и шалфей в сочетании с розами, покрытыми светло-фиолетовыми цветками. А вот красно-оранжевые оттенки воспринимаются прямо противоположным образом, а потому соответствующие растения должны высаживаться в ограниченных количествах.

Источник: https://2proraba.com/landshaft/osnovnye-printzipy-blagoustrojstva-sada.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.