Удольфианство: сады новой волны

Содержание

Сады Пита Удольфа: новая волна ландшафтного дизайна

Удольфианство: сады новой волны

Пит Удольф — главный идеолог садоводства новой волны в стиле Naturgarden. Узнаем основные положения присущие этому виду ландшафтного дизайна.

За советами этого человека по обустройству сада выстраиваются огромные очереди, клиенты стремятся «заполучить» его в свои руки по всей Европе и Америке. Это Пит Удольф! Главный идеолог садоводства новой волны в стиле Naturgarden, по чьей концепции были разбиты модные сады в Лондоне, Бонне, Роттердаме, Барселоне, Нью-Йорке и Венеции.

 Сады Пита Удольфа

  • Начало пути
  • Основные положения концепции строения сада
  • Книги Пита Удольфа о ландшафтном дизайне

Начало пути

Пит Удольф родился в 1944 году в провинции Северная Голландия, в городе Харлем. Кем только он не успел поработать в молодости: моряком, барменом, продавцом, официантом и даже сталелитейщиком. Как уже можно понять из этого «разношерстного» списка, склонности к садоводству у будущего дизайнера не было.

Смена профессиональных ориентиров произошла чисто случайно. Удольф устроился разнорабочим в питомник растений. На тот момент ему было 26 лет. Поработав в питомнике, Пит понял, что влюбился в растения, и больше ничего искать не надо. Нужно просто развиваться в этом направлении. Он записывается в школу ландшафтного дизайна и через четыре года получает соответствующее образование. 

Затем Удольф открывает собственное дело – небольшую компанию, оказывающую услуги по обустройству садов. В материальном плане компания окупила себя – желающих иметь красивый, ухоженный сад было много. А вот профессионального удовлетворения мастер не получал.

Все заказы были однотипны: тщательно подстриженные газоны, четкие формы цветников с розами – в общем, классический английский сад. Художественный взгляд Пита и его желание творить выходило за рамки искусственного моделирования с последующим поддержанием идеальной формы. Его сад должен быть свободным, спонтанным, близким к природе и красивым в любое время года.

 «Английский сад не имеет ничего общего с экологией – он требует постоянного ухода. Он диктует что нужно делать каждую минуту, каждый день, каждую неделю».

Чтобы экспериментировать с ландшафтными формами и селекцией, Пит с женой Ани переезжают в деревню Хуммело. 

Итогом этих экспериментов стали совершенно ясная концепция сада новой волны (о ней мы поговорим позже) и более 70 выведенных сортов растений, среди которых знаменитый шалфей Dear Anja, названный Удольфом в честь любимой жены, и буквица Hummelo — в честь места, в котором они долго жили. 

На сегодняшний день у 72-летнего дизайнера внушительное портфолио проектов и наград:

  • работа с Мин Рёйс (уважаемой дамы в кругах голландского ландшафтного дизайна), 
  • проектирование парка «Миллениум» в Чикаго совместно с Жаклин ван дер Клут, 
  • сад для временного павильона лондонской галереи Serpentine, 
  • Сад Памяти в парке Battery в Манхеттене, 
  • променад High Line в Нью-Йорке и еще множество интересных и заслуживающих внимания садов;
  • Пит Удольф — лауреат European Garden Award, почетный член RIBA и др.

Основные положения концепции строения сада

Удольфианский сад (именно такой термин все чаще и чаще проскальзывает на просторах интернета и в изданиях по ландшафтному дизайну) только на первый взгляд хаотичен. Все как будто бы само выросло и продолжает расти дальше. На самом деле это четко выстроенная и концепция. Вот несколько базовых положений, по которым Пит строит свои сады.

1. Прежде всего должна проводиться работа с формами растений
Нужно полностью задействовать все «архитектурные» возможности того или иного вида. В связи с этим Пит выделяет несколько групп растений:

Как уже ясно из названия, это растения с шарообразными соцветиями. Их цель – выглядывать из-за зелени, «играть» на закатном солнце. 

Дизайнер рекомендует использовать короставник македонский, монарду двудомную, кровохлебку лекарственную и пр. Но его фаворит – мордовник с мелкими синими или голубыми цветками, собранными в шар, и колючими листьями.

  • Остроконечной формы («свечки»)

Соцветия неширокие, устремленные вверх, напоминающие готические шпили. Сред них: наперстянка, сальвия, вертикальные злаки, вероникаструм виргинский, дербенник и шалфей.

Тут все просто соцветия похожи на зонтики, и у большинства ассоциируются с дикой природой, которую не тронула рука селекционера. Тысячелистник, дягиль, лихнис халцедонский, ну и, конечно же, знакомые всем фенхель, любисток и кашка.

Полупрозрачные растения с неяркой текстурой. Они призваны сгладить, смягчить краски своих «соседей». Это опять же злаки (например, ковыль), некоторые виды василистника, рута душистая и вербена.

Под этим понятием у Пита объединен все растения, имеющие соцветия-солнышки, как у ромашек: эхинацея, а также новоанглийские или новобельгийские астры.

Тут название тоже говорит само за себя. В эту группу господин Удольф поместил растения с мягкими формами, похожими на перья или метелочки. 

Любимица Пита – астильба, а также таволга болотная и другие растения подобной текстуры.

2. Сад должен быть прекрасен круглый год

Идеальный сад Пита Удольфа – «сад четырех сезонов». Он считает нецелесообразным ходить по саду с секатором и отрезать то, что уже отцвело, чтобы ненужные соцветия и веточки не портили общую картину. Все нужно задействовать. 

Поэтому дизайнер отдает предпочтение высадке растений разного периода цветения по следующей (приблизительной) формуле: 

  • 30% — цветущих весной,
  • 40% — летом, 
  • 25% — осенью, 

а остаток приходится на зимние «украшения». Ведь сад поздней осенью и зимой не менее прекрасен.

Интересно: Самый надежный способ проверить, хорош ли сад, – это сделать его черно-белую фотографию. Вот такое интересное мнение у Пита Удольфа. Если на таком фото сад выглядит «приятно», значит, все сделано правильно.

3. Правило «70 на 30»
Согласно ему Пит разделяет все растения на структурообразующие и наполнители. Структурообразующие могут цвести до поздней осени – они главные в саду. А вот у наполнителей короткий период цветения. 

Говоря проще, основа – это холодоустойчивые многолетники и злаки, а украшение (правда, недолгое) – однолетники.

4. Правило «пирога»
Еще одна интересная идея мастера. Он предлагает сравнить сад с пирогом.

Казалось бы, странно: что общего может быть у садоводства и кулинарии?! Чтобы понять суть этого правила, вспомним, что нужно любой хозяйке, чтобы пирог (или торт, кому что больше нравится) удался? Во-первых, это тесто, которое в процессе выпечки принимает определенную форму, во-вторых — украшения (кондитерские посыпки, орешки, цукаты, кремовые розочки и прочее), без которых пирог не пирог, а торт не торт. 

С садом то же самое – у каждой грядки и клумбы есть форма, есть основа (тесто) – в ее качестве Удольф предлагает использовать столь любимые им злаки, а есть украшения – растения с яркими соцветиями. Они должны работать в унисон.

5. Растения высаживаются по уровням
По мнению Удольфа, их может быть два или три. На первом – травы и низкорослые растения, второй – кусты, третий – высокие деревья.

6. Цвета в саду должны быть не только яркими и «вкусными»
Редко кому нравятся темно-желтый и коричневый оттенки в саду, характерные для поздней осени. Уныло? Грустно? Чего-то не хватает, по сравнению с летним буйством красок? А Пит Удольф придерживается другого мнения. Нет в природе ничего некрасивого, у каждого цвета свое обаяние.

Дизайнер не видит ничего странного в том, чтобы любоваться поблекшими листьями, сморщенными соцветиями, голыми ветками. Такое видение он почерпнул из философии Хенка Герритсена. Увядает цвет, но остается форма. Поэтому сажать нужно то, что не потеряет привлекательной формы после того, как облетят цветы и листья.

«Ты принимаешь смерть. Ты не убираешь растения из сада, потому что даже отмирающие они выглядят хорошо. И коричневый тоже цвет».

7. Нет ничего предосудительного в столкновении природы и мегаполиса
Небоскребы и «море» шуршащих злаков – почему бы нет?! Пит Удольф – большой любитель вписывать naturgarden в урбанистический пейзаж. Одним из ярких примеров такого странного соседства – парящий парк — променад High Line в Манхеттене. 

Заброшенная железнодорожная ветка, проходящая на высоте примерно 10 м, эксплуатировалась последний раз в 1980 году. В 2014 год закончились все работы по ее чудесному превращению в променад длиной 2 с лишним километра.

Пит Удольф стремился создать впечатление того, что природа наступает на город и отвоевывает территорию. Поэтому шпалы и рельсы убирать не стали, между ними были высажены цветы и травы. Растения были отобраны по времени цветения. Поэтому цвета и текстуры в парке постоянно меняются.

Это лишь немногие факты об удольфианских садах. На самом деле отдельного обсуждения заслуживают многие идеи Пита, которые, как ни старайся, в один пост не уместить. Поэтому предлагаю подборку книг Пита Удольфа, в которых дизайнер от первого лица излагает свою точку зрения.

Книги Пита Удольфа о ландшафтном дизайне

1. «Дизайн с растениями»/«Designing With Plants», 1999 г. Рассказ о форме, цвете и текстурах. Особое внимание следует уделить главам «Великое» и «Мистицизм». 2. «Сады с травами»/«Gardening With Grasses», 1998 г.

Речь идет о садоводстве с активным использованием трав.

3. «Сады во времени и пространстве»/«Planting Design: Gardens in Time and Space», 2005 г.

Затрагиваются вопросы подготовки почвы к посадке растений, выбора растений и последующего ухода за ними.

4. «Растения мечты для натурального сада»/«Dream Plants for the Natural Garden», 2000 г. Изложение теории и практики посадок. 5. «Создание натурального сада»/«Planting the Natural Garden», 2003 г. Все о создании натурального сада.

6. «Neues Gartendesign mit Stauden und Grаrsern”. Описание проекта «Gardens of Remembrance in The Battery» в Нью-Йорке.

 опубликовано econet.ru  

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.kz/articles/sady-pita-udolfa-novaya-volna-landshaftnogo-dizayna

Естественный сад, или Как поймать «новую волну» Пита Удольфа

Удольфианство: сады новой волны

Удольфианские цветники лишь с натяжкой можно назвать садами. Они скорее напоминают разнотравные луга средней полосы России. И все же у этого нового направления в ландшафтном дизайне невероятное количество поклонников.

Сад «новой волны» – это ощущение естественности и нерукотворности. Должно создаваться впечатление, будто ландшафтный дизайн придуман и воплощен в жизнь самой природой. Будто человек здесь – только гость, а не творец, активно орудующий лопатой и тяпкой.

Завораживающий визуальный эффект достигается при минимальных затратах. Вам не придется выписывать дорогие и капризные сорта растений, а потом переживать, приживутся они или нет. Можно вполне обойтись простыми многолетниками, которые встречаются на каждом шагу. Правда, высаживать их следует определенным образом, формируя живописный хаос с намеком на легкую небрежность.

Несколько слов об основателе «новой волны»

Фото с сайта crainsdetroit.com

Стиль «новая волна» появился благодаря Питу Удольфу (Piet Oudolf). Родился он в 1944 году в Харлеме (Голландия). В 26 лет увлекся растениями и получил образование ландшафтного дизайнера.

Являясь противником классических английских садов, Пит считает, что они требуют постоянного ухода и оставляют мало пространства для творчества. Ему нравится экспериментировать со злаковыми культурами, многолетними травами и цветами.

Больше всего дизайнеру по душе естественные ландшафты, имитирующие единение с природой. 

Поклонники «новой волны» (другие названия New wave, Nature Garden) сделали имя Пита Удольфа нарицательным. Так появились удольфианские сады и удольфианские растения.

Советы на вес золота от Пита Удольфа

Сады «новой волны» больше похожи на цветущие луга, чем на ухоженный палисадник. Тем не менее, их организация подчиняется пусть и не строгим, но все же правилам. Чтобы понять принципы создания удольфианского шедевра, изучите советы самого Пита Удольфа.

1. Создавайте сад «четырех сезонов»

Смена сезонов должна каждый раз по-новому раскрывать красоту сада. Для этого сделайте ставку на многолетники, травы и злаковые, типичные для вашей климатической зоны. Это позволит добиться стабильной декоративности в течение всего года.

Украсить пробуждающийся сад ранней весной помогут первоцветы. В первую очередь, это луковичные, которые не нужно выкапывать на зиму. К ним относятся морозостойкие крокусы, пролески, мускари, ботанические тюльпаны, нарциссы, рябчики. Не стоит забывать и о таких многолетних первоцветах, как примула, дицентра, садовая незабудка и травянистые пионы.

Сделав своими любимцами морозостойкие культуры с крепкими стеблями и стручками, вы сможете любоваться сказочными картинами, когда растения покроются инеем или их припорошит сухим снегом.

Даже внушительные сугробы не отнимут очарование зимнего сада – многолетние злаки и травы высотой 60-90 см будут игриво «выглядывать» из-под снежных шапок. Опасаться стоит разве что сильного ветра и мокрого снега, которые повреждают сухие побеги.

Поэтому в конце зимы, когда стебли начали обламываться, разлохмачиваться или наклоняться к земле, обрежьте их.

Долговечность композиции сада «новой волны» определяется выбором растений. Если взять несколько видов, цветущих в одно и то же время, то сад будет радовать своей декоративностью недолго. Соблюдайте следующую пропорцию: 30% растений цветут весной, 40% – в летний период и 25% – осенью.

2. Продумайте естественное «задымление»

Травы творят настроение на участке, как свечи во время романтического ужина. Выращивая травы в массе, вы создадите эффект мягкой дымки, сквозь которую будут просматриваться многолетники.

Эффект «тумана» достигается за счет растений с полупрозрачным силуэтом. Но используются и травы с более плотной текстурой. Их мелкие цветки будто образуют «морскую пену», в которой купаются другие растения.

Это придает лужайке таинственный антураж.

Для создания дымки подходят растения семейства зонтичных (лесной купырь, жестковолосистый бутень, сныть, фенхель). Нередко садоводы прибегают к помощи злаков, чтобы создать нежную «дымовую завесу».

3. Придерживайтесь пропорции 70/30

Пит Удольф делит растения на «структурообразующие» и «наполнители». Первая группа радует глаз до поздней осени, сохраняя привлекательность на долгий срок. «Наполнители» имеют короткий период цветения, становясь пожухлыми и неопрятными сразу после окончания цветения.

Стремитесь, чтобы 70% посадок занимали структурообразующие растения (холодоустойчивые многолетники, травы). Это будет своеобразная база, или матрица сада, которую можно декорировать 30% цветов и однолетников.

4. Выберите ведущую «флористическую» тему

Фото с сайта oudolf.com

В саду должна быть единая тема. Расставить акценты в пейзажном цветнике поможет чередование больших массивов растений (минимальная ширина цветника 2,5 м при неограниченной длине). Это создает концепцию, характерный ритм и атмосферу. Так вы сможете создать ландшафт, подчиненный конкретной идее, с единым видением и дизайном.

Среди любимых растений Пита Удольфа для посадки повторяющимися куртинами являются шалфей луговой Пинк Делайт, хоста Халцион, астра продолговатолистная Октобер Скайз. Но это не значит, что вам стоит ограничиваться только этими видами.

5. Поддерживайте местную флору и фауну

Выкорчевать и перекопать участок, чтобы затем создать там удольфианский сад – в корне неверный подход. Дизайнер советует по максимуму использовать «заготовку», которую предоставила сама природа.

Во-первых, задействуйте особенности имеющегося пейзажа для создания на участке неповторимого дизайна. Расположенные на заднем плане деревья или части живой изгороди дополнят вашу задумку и станут оригинальным фоном для композиции.

Во-вторых, откажитесь от экзотики и высаживайте виды растений, характерные для вашей местности. Это важно не только потому, что они лучше приспособлены к местному климату, но и для поддержания общего биоразнообразия. Поэтому, выбирая растение, задайте себе вопрос – привлечет ли оно бабочек, пчел и птиц?

6. Располагайте растения на разных уровнях

Сад будет смотреться интереснее, если расположить растения на 2-3 уровнях. Первый уровень составляют травы и низкорослые растения, второй – кустарники и третий – деревья. Причем даже в пределах группы трав могут быть как карлики, так и гиганты. Идея ярусов в том, чтобы помочь «прочитать» сад, то есть разобраться в путанице стеблей и листьев.

7. Уберите четкие границы

В природе нет четких границ, где растет одно растение, а где другое. В естественных пейзажах все края как бы размыты: травы, цветы, кустарники соседствуют, плавно сменяя друг друга. И это создает некую глубину композиции. Смешанные посадки, самосев, миксбордеры – все это популярные приемы для дизайнеров «новой волны».

8. Полюбите «50 оттенков коричневого» и сделайте акцент на форму

Цветовая палитра сада для Пита Удольфа – это нечто незначительное. Как правило, он выбирает растения сдержанных оттенков. Главенствующая гамма определяется зеленым, голубовато-синим, лиловым, серебристо-синим, сиреневым и золотистым. Нельзя сказать, что все яркое под запретом. Желтые, оранжевые и красные цветы также встречаются, но довольно редко.

Подбирайте растения по размеру и форме, а не по цвету. Ведь цветки быстро увядают. И вместо того, чтобы наслаждаться садом, вам придется бегать по нему с секатором, удаляя отмирающие соцветия.

Пусть красота сада заключается не в обилии цвета, а в многообразии форм соцветий (метелки, свечки, зонтики, шарики, ромашки). Разноуровневые куртины создают плотный ковер, в котором каждое растение одновременно и похоже на своего соседа, и отличается от него фактурой и формой.

9. Подбирайте неприхотливые и неагрессивные растения

Сад Пита Удольфа – это царство неприхотливых и выносливых культур. Дизайнер настоятельно советует исключить растения-захватчики, чтобы они не губили своих «соседей» и не посягали на чужую территорию. При соблюдении этого правила все представители флоры меньше болеют и максимально раскрывают декоративный потенциал.

10. Правильно расположите цветник с учетом освещения

Фото с сайта oudolf.com

Идеальное место для цветника Пита Удольфа – западная или юго-западная сторона участка. При таком расположении косые лучи вечернего солнца раскроют всю красоту сада.

Миф про сад малого ухода

Фото с сайта pinterest.com

Удольфианские сады отличает повышенная плотность посадок. И это автоматически могло бы означать огромный объем работы по поддержанию цветника в ухоженном виде. Но если строго придерживаться принципов и советов Удольфа, вам не придется постоянно вмешиваться в жизнь цветника, обрезать кусты, обрезать ветви и вести неустанную борьбу с сорняками.

Но и распространенное мнение о том, что подобные цветники вовсе не требуют ухода, – не более чем миф. Если за территорией не ухаживать и позволить природе самой творить ландшафт, то уже через несколько лет всю красоту «забьют» крапива и осот. Хотя в целом борьба с сорняками сводится к минимуму за счет мульчирования почвы после высадки растений.

Кроме того, уход за цветником заключается в пикировке, пересадке, рыхлении почвы, корректировке формы, а также внесении удобрений и удалении части самосева.

Выбор растений для сада «новой волны»

Правильно организованный сад «новой волны» создает впечатление, что вы гуляете по местности, которой не касалась рука человека. Поэтому экзотические растения – плохой выбор для Nature Garden. Ведь кроме трудностей ухода они могут огорчить вас тем, что не приживутся в непривычных климатических условиях.

Для максимальной естественности экспериментируйте с сочетанием дикорастущих и культурных растений.

  • Ромашковые. Представители: хризантема, астра, монарда, эхинацея, гелениум, ромашка-нивяник, рудбекия. Высаживаются блоками. Отлично соседствуют со злаковыми и свечеобразными.
  • Зонтики. Представители: любисток, флоксы, фенхель, очитки, дудник, пижма, тысячелетники. Прелесть этой группы – в богатой цветовой палитре (от белого до темно-фиолетовых оттенков), но при этом их цветки некрупные. Высаживаются группами-куртинами и создают ощущение большого открытого пространства и легкости. 
  • Свечеобразные. Представители: наперстянка, вероникаструм, шалфей, бузульник, коровяк, наперстянка, чистец шерстистый, лобелия, а также некоторые виды полыни. Размещаются большими группами и обеспечивают вертикальные акценты. 
  • Кисти. Представители: астильба, таволга, маклейя, василистник, волжанка. Смотрятся очень эффектно в массе и помогают сделать гармоничные переходы между разными группами растений. 
  • Пуговкообразные и шарообразные растения. Представители: синеголовник, луки, астранция, мордовник, кровохлебка. Их главное достоинство – высокие цветоносы. Покачиваясь на ветру, такие растения создают особую динамику композиции. Однако не стоит засаживать большие зоны пуговкообразными. Достаточно небольших «кучек». 
  • «Экраны». Представители: злаковые, например, просо прутьевидное, ячмень гривастый, луговик дернистый, колосняк песчаный, вейник остроцветковый. Роль этих растений в создании своеобразных просветов, которые особенно воздушно и легко смотрятся на солнце.

Многие сорта злаковых ведут себя агрессивно. Чтобы спустя время они не изжили другие культуры, при высадке вкопайте вокруг корневища агроволокно или кусок жести.

Как разбить удольфианский сад на небольшом участке

Фото с сайта oudolf.com

Прежде чем начать работы по созданию удольфианского шедевра, задумайтесь, насколько уместным будет это ландшафтное решение на конкретном участке. 

Особенность сада «новой волны» – размах и масштабность. В полной мере раскрыть естественную красоту природного «хаоса» можно лишь на больших площадях. На ветру высаженное «море» трав и цветов будет колыхаться и перекатываться волнами, поражая своей динамичностью и переливом оттенков. 

Но что делать, если участок довольно скромный, но вы не можете удержаться и не попробовать реализовать на нем удольфианский цветник. Вот несколько советов, которые помогут воплотить мечту в жизнь.

  • Заранее продумайте количество открытых пространств в саду и их размеры. В небольшом саду можно отвести одну большую зону под патио или разбить несколько небольших зон отдыха разного типа. 
  • Не усложняйте. Не пытайтесь посадить на небольшой площади как можно больше разных растений. Лучше взять меньше видов, но посадить их достаточно большими куртинами. 
  • Старайтесь визуально увеличить пространство. «Атрибуты» для его расширения – криволинейные дорожки, узкие вертикальные ширмы, перголы и арки. Откажитесь от массивной садовой мебели и замените ее на более легкие изделия – стулья и скамейки с элементами ковки, столики со стеклянной столешницей и т.д. Для мощения используйте брусчатку или плитку мелкого размера. 
  • Используйте возможности вертикального озеленения. Лозы и лианы на заборах и стенах, а также подвесные корзины и кашпо добавят саду вертикальный «интерес» и помогут скрыть рукотворные границы в виде заборов. Для живой изгороди подойдут лимонник китайский, луносемянник даурский, виноград, актинидия китайская, вистерия и древогубец. Для контейнерного озеленения используйте ковровые разновидности растений, ампельные виды, а также некоторые многолетники (анютины глазки, морозник, медуница, весенник, ветреница) и однолетники (каскадные петуньи, малькольмия, бархатцы, иберис). 
  • Откажитесь от высокорослых деревьев. Деревья с раскидистыми кронами могут перегружать пространство небольшого сада. Позволить такому дереву украсить пространство сада можно лишь в том случае, если оно станет основным акцентом, и вся композиция будет выстраиваться вокруг него. Лучше всего для небольшого удольфианского цветника подойдут деревья с коническими и колонновидными кронами, которые отличает динамика устремленности вверх. Также хорошо смотрятся плакучие ивы. 
  • Обращайте внимание на формы и пропорции. Отдавайте предпочтение растениям малых и карликовых форм, а также мелколиственным видам. В качестве акцентов могут выступить компактные душистые кустарники (жасмин, сирень, гортензия). 
  • Дополните композицию сада декоративным огородом. Необычным акцентом небольшого сада может стать мини-огород. Вы можете выращивать здесь сладкие перец, тыкву, кабачки. Еще одна идея – сад пряных трав на грядке или в контейнерах.

Возможно, кому-то советы признанного ландшафтного дизайнера покажутся спорными или слишком простыми и недостойными целой концепции. Но иногда красота скрывается именно в обычных и незатейливых вещах, и ландшафтный дизайн не исключение.

Источник: https://builderhous.info/estestvennyi-sad-ili-kak-poimat-novyu-volny-pita-ydolfa.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.