Законы создания садового пейзажа

Законы и приемы ландшафтного дизайна

Законы создания садового пейзажа

Введение

Композиция

Перспектива

Цвет

Светотень

Симметрияи асимметрия

Контрасти нюанс

Ритм

Пейзажныекартины в малом саду

Введение

Какиеправила надо соблюдать, чтобы ваш участокне превратился в хаотичный набор несвязанных или неудачно связанных междусобою частей-элементов? Каковы законы,приемы и, если хотите, тайны мастерства,которыми пользуется ландшафтныйдизайнер, оперируя природными материалами?

Выдолжны заранее знать,

Чтобудет где расти, цвести и глаз пленять,

Какрядом выглядит такой с таким-то цветом

Ичто у нас цветет весной, зимой и летом.

Икак все разместить, чтоб зимостойкийсад

Благоухали цвел и радовал ваш взгляд…

Напротяжении многих веков мастера,создававшие сады и парки, придерживалисьзаконов и правил. подсказанных имприродой и общих для других видовискусств.

В садах сконцентрировались,слились воедино архитектура и живопись,поэзия и музыка, но законы ландшафтногопостроения оказались ближе всего кзаконам построения пространства, т. е.к законам архитектуры.

Поэтому мы говоримоб искусстве организации окружающегопространства средствами природноголандшафта как о ландшафтной архитектуресада.

Естественныйландшафт формирует пять основныхкомпонентов, тесно взаимосвязанныхдруг с другом: земля, вода, воздушныемассы, растительность и животный мир.

Мы знаем, что на земле осталось оченьмало уголков, где ландшафт сохранилсяв своем первозданном виде,— большинстволандшафтов искусственно созданычеловеком. Современные загородныеусадьбы — это также ландшафт, созданныйруками человека.

Поэтому дачникам исадоводам, по существу, создающим новыйоблик пригородов, важно использоватьприемы и законы ландшафтной архитектуры— ведь это законы гармонии и красоты,законы самой природы.

Чтобне нарушить чар естественной природы,

Потребныум и вкус, а вовсе не расходы.

Ведькаждый сад — пейзаж, и он неповторим,

Онскромен иль богат — равно любуюсь им.

Художникамибыть пристало садоводам!

Изображениеприроды на холсте картины или на плоскостистены в интерьере — это иллюзия реальногопространства. До нас дошло много картин,изображающих отдельные пейзажи иликогда-то существовавшие сады и парки.Из истории известно, что были икартины-“обманки”, которые применялисьв древних садах с целью зрительнорасширить пространство сада. Декораторырасписывали стены и ограды.

Таковыросписи стен “Верхового сада” в Кремле,роспись галереи Гонзаго в Павловскомпарке. И наоборот, на основе пейзажей,придуманных живописцами, дажефантастических, садовники создавалиреальные пейзажи в парках и садах.

Этимне ограничивалось взаимодействиесадово-паркового искусства с живописью:в обоих искусствах действуют законыперспективы и колористики, законыкомпозиции пространства — иллюзорногои реального.

Композиция

Подкомпозицией (от лат. compositio — связь,соединение) вообще понимается расположениеразличных форм в пространстве всочетаниях, создающих гармоничноеединство.

Иначе говоря, размещая растенияи сооружения в саду, мы должны добитьсятакого их соотношения, которое было быприятно глазу, вызывало бы ощущениегармонии.

Взаимосвязь пространства,плоскости и объемов выражаетсяобъемно-пространственной композициейи основана на общих закономерностяхпостроения ландшафта малого сада.

Прирешении композиционных задач необходимоучитывать целый ряд свойств, которымиобладают пространственные формы. Онианалогичны свойствам, выделенным вархитектуре, также оперирующейпространственными формами. Сюда входят:геометрический вид формы, ее величина,масса, фактура, положение в пространстве,цвет и освещенность (светотень).

Соотношенияформ по их свойствам представляют собойсредства композиции. Важнейшими из нихявляются: единство и соподчиненность,пропорции, законы линейной и воздушнойперспективы.

Они определяют соотношенияпространственных форм по положению впространстве, величине, цвету, освещенностии т. д.

Сюда же входят такие приемы, каксимметрия, асимметрия, равновесие, ритм,контраст, нюанс, масштабность и т. д.

Всеэти свойства и их соотношения тесносвязаны между собой, и выделить срединих главные и второстепенные, а темболее разделить их практически невозможно.Они неразрывно связаны. Значение этихсвойств и их соотношений в композицииопределяется в каждом конкретном случае.Однако в целях изучения лучше рассмотретьих отдельно.

Соотношениеформ по геометрическому строению. Формуприродных элементов можно обобщеннопредставить себе близкой к геометрической.Может быть линейная, плоскостная иобъемная форма, в зависимости отсоотношения ее измерений.

В линейнойпреобладает одно измерение над двумядругими, предельно малыми; в плоскостной— относительно равны два измерения приподчиненно малой величине третьего; вобъемной форме все измерения относительноблизки по величине.

Обратите вниманиена характерные объемные формы крондеревьев различных пород. Их можнопредставить себе как тела вращения —шары, конусы, параболоиды. По сравнениюс ними низкие массивы цветников выглядяткак плоскости (плоскостная форма).

Линейной формой, которая неизменноприсутствует во многих элементах сада,можно считать дорожки, бордюры, ограждениесада.

Соотношениеформ по величине. Составляя группу издеревьев и кустарников, мы частопользуемся контрастным соотношениемих форм (высокий — низкий, большой —маленький, пирамидальный — шаровидныйи т. д.).

Неизбежные в малом саду прямыедорожки, связывающие разные точки садапо кратчайшим направлениям, геометрическиправильные грядки сочетаются с округлымиочертаниями цветников. Желательная (изусловий ухода) посадка яблонь попрямоугольной сетке уравновешиваетсявведением живописных групп цветущихкустарников.

Жесткость границ участкауживается со свободными, мягкими линиямиберегов маленького бассейна. Это всепримеры соотношения форм по геометрическомустроению и по величине.

Приоформлении небольшого сада лучше всегоостановиться на какой-нибудь однойплоскостной форме, так как ощущениегармонии возникает благодаря простотеи повторяемости основного рисунка.Разнообразие достигается различнойвеличиной формы.

Так, круглую площадкудля отдыха можно устроить в центретакого же круглого газона, не менееинтересной может оказаться композицияплощадок квадратной и прямоугольнойформы.

Однако геометрические формывыполнят свою роль лишь в том случае,если они отчетливо просматриваются —в дорожках, живых изгородях, бордюрах,перголах, шпалерах, поверхности газонаили пруда. Композиция должна иметьэффектный центр.

Им могут стать деревос фигурной стрижкой, цветы в кадках иливазах, скульптура или фонтанчик.Подстриженные деревья и кустарникихороши и по углам клумб, и на концахдорожек, где они подчеркивают четкостьгеометрических форм.

Соотношенияформ по фактуре. Под фактурой понимаетсяхарактер поверхности предметов. Вландшафтном дизайне учитывается фактурарастительности — деревьев, кустарников,поверхности газона и цветников иматериалов мощения, лестниц и ограждений.

Если речь идет о древесных растениях,то фактура рассматривается как составнаячасть, характеризующая строение кроны(вместе с силуэтом и структурой). Приэтом, выделяют следующие типы: грубая(дуб), средняя (вяз, липа), тонкая (ива,береза).

Соотношенияформ по цвету. Цвет является одним изважных средств художественнойвыразительности композиции. Следуетучитывать сезонные и возрастные измененияцвета растений, общую цветовую гаммупейзажей, колорит цветников.

В весеннее,летнее и осеннее время окраска древесныхрастений слагается из цвета листьев,ветвей, стволов, цветков и плодов, а взимнее, позднеосеннее и ранневесеннеевремя цветовой тон определяется окраскойветвей и стволов.

В течение круглогогода значительное место в колоритепейзажа занимают вечнозеленые растения:пихта, ель, сосна, можжевельник. В южныхширотах используется широкий ассортиментвечнозеленых лиственных и хвойных.

Основным фоном для древесных и цветочныхрастений служат газоны, которые с апреляпо сентябрь варьируют по оттенкамзеленого цвета: от теплых до холодныхтонов.

Соотношенияформ по положению в пространстве. Здесьимеется в виду положение форм по отношениюдруг к другу и наблюдателю в трехмерномпространстве. Разнообразные формы мыразмещаем в пространстве сада и получаемпри этом три вида пространственнойкомпозиции: фронтальную, объемную иглубинно-пространственную.

Во фронтальнойкомпозиции, развернутой в ширину, какправило, не выражены два других измерения.Это своего рода плоскостная декорация.Объемная композиция имеет формы, ярковыраженные во всех трех измерениях.

Вглубинно-пространственных композицияхприродные формы организуются в глубокиеперспективы, восприятие которых взначительной степени определяетсязаконами линейной и воздушной перспективы— композиционных средств, присущихландшафтной архитектуре, так же как иживописи.

Источник: https://StudFiles.net/preview/403101/

Как правильно рисовать пейзаж

Законы создания садового пейзажа

Здравствуйте, дорогие друзья!

Если вас волнует вопрос как наполнить свой пейзаж глубиной, пространством, воздухом и объемом  — вам будет очень интересен материал этой статьи.

Этот урок посвящен очень важным вещам, которые каждому начинающему художнику нужно знать и обязательно использовать во время написания пейзажа. Если пишете маслом, акварелью, пастелью, гуашью, акрилом или карандашами — эти правила обязательно пригодятся и будут полезны.

Пейзаж и перспективу нельзя разделять. Невозможно написать хороший пейзаж не используя правил воздушной или линейной перспективы.

Воздушная перспектива

Воздушная перспектива обязательно присутствует в любом пейзаже. Что же являет собой воздушная перспектива? Если говорить просто и буквально, то правила воздушной перспективы говорят о том что:

Чем дальше какой-либо объект или предмет находится от наблюдателя, тем менее четко его видно. Следовательно, чем дальше от нас находится предмет, тем менее четко мы его изображаем.

Передний и задний план

Пейзаж Левитана «Весна в Италии». На переднем плане можно различить цветы на ветках, доски  деревянного забора, чем дальше от созерцателя — тем менее четкие формы и  мазки.

«Оттепель». Деревья на заднем плане и линии горизонта едва различимы. На переднем плане хорошо видны стволы и ветви и даже маленькие веточки.

Картина Т. Кинкейда. На переднем плане можно различить даже надписи и выражения лиц людей, на заднем плане — еле различимы формы домов и окон.

На переднем плане можно вырисовывать все в деталях (кирпичи домов, узоры, текстуру дерева, цветы, неровности стволов деревьев, конструкции автомобилей….), используя насыщенные краски. Чем дальше вы уходите «вглубь» леса или города, тем мене четко изображайте или упускайте детали, используйте менее яркие краски, добавляйте легкую дымку.

Если в пейзаже держать все в 100% фокусе, зритель запутается и у него возникнет закономерный вопрос: «Что же в этой картине главное?». Человеческому глазу не свойственно одинаково четко видеть цветок вблизи и тот, что находится в от него в 20 шагах.

Воздушная перспектива делает работу более объемной, просторной, воздушной.

Цвет в воздушной перспективе

Второе правило воздушной перспективы раскрывает суть, почему же этот вид перспективы  назвали «воздушной перспективой»?

Все  на нашей планете окутано воздухом. Соответственно, чем дальше от нас предмет, тем больше воздуха на него  налагается. Предмет, который находится вдали, для наблюдателя приобретает цвет  воздушного пространства в котором он находится.

Примеры работ в воздушной перспективе

Пейзаж «Маковое поле». Кусты, холмы, поля вдали приобрели теплый розово-оранжевый оттенок закатного неба и солнца.

Пейзаж И.Левитана. Деревья и холмы вдали покрыты дымкой пасмурного сероватого неба.

Пейзаж «Кипарисы в горах». Горы вдали кажутся голубыми.

Чем более сумрачно небо, тем больше его цвет и свет будет передаваться всему окружающему. Если вы рисуете туманное утро, дождевой или снежный пейзаж, тем больше дымки и невыразительности должно быть вдали. Смело «замыливайте» все что находится далеко от наблюдателя.

В дневном свете, схематически воздушную перспективу можно показать так:

Схематическое изображение воздушной перспективы в дневном освещении. Это просто линии, но выглядят как пейзаж.

Правило воздушной перспективы: коричневый вдали становиться зеленым, зеленый отдаляясь теряет интенсивность и превращается синий или голубой.

Линейная перспектива

Линейна перспектива в сочетании с воздушной поможет создать еще более реалистичный пейзаж, правильную, легко и хорошо воспринимающуюся картинку.

Основное правило линейной перспективы: все параллельные лини в пейзаже сходятся в одной точке.

Схемы линейной перспективы

Линейная перспектива — все параллельные линии сходятся в одной точке. Начальный этап работы над городским пейзажем.

К. Писарро «Бульвар Монмартр в Париже». Параллельные линии домов  и дороги уходят вдаль и сходятся в одной точке.

Осенняя аллея Л.Афремова. Отлично прослеживается линейная перспектива.

Когда рисуете ряд одинаковых деревьев, фонарей, столбцов, домов в линейной перспективе, все они визуально будут уменьшаться, уходя вдаль, в перспективу, и расстояние между этими объектами также будет сокращаться.

В качестве примера «Дождевая аллея» в стиле Афремова:

«Дождевая аллея» Каждый следующий фонарь ближе к предыдущему.

Белая линия — линия горизонта, зеленая точка в центре — точка схода,  красные линии — обозначают высоту фонарей.

Перспектива и восприятие

Рисуя что-либо в линейной перспективе, вы должны знать и понимать, что взгляд вашего зрителя всегда будет следовать по аллее, дороге или тропинке и приходить в точку схода.

Сделайте дорогу по которой следует взгляд зрителя интересной, яркой разнообразной, не монотонной, не скучной. Или изобразите что-то наиболее важное, ключевое, интересное для созерцания там, где дорога сходится в одну точку.

Примеры картин

«Горы в цвету». Горная дорога ведет взгляд к домику вдали.

К. Писарро «Монмартр ночью». Взгляд идет по дороге и уходит вдаль, рассматривая по пути все мелочи: машины, дома, прохожих.

«Сады цветут». Наблюдатель смотрит с холма на тропинку ведущую к домикам вдали.

Подробности линейной перспективы и ее восприятия, читайте в уроке живописи «Городской пейзаж».  

Знание и соблюдение этих нескольких очень простых правил в построении работы над пейзажем, поможет избежать грубых ошибок и создавать красивые гармоничные пейзажи, наполненные  глубиной,  простором и воздухом.

Желаю удачи и творческих успехов! 

Жду отзывов, вопросов и комментариев! 

(3 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://artrecept.com/zhivopis/peyzazh/kak-risovat-peyzazhy

8 Советов Для Создания Идеального Ландшафта

Законы создания садового пейзажа

Начинать планирование вашего участка, профессиональные  ландшафтные дизайнеры советуют с детального чертежа, где будет указан каждый кустик, цветник, садовые постройки и дорожки. Но на самом деле, даже когда вы приносите из питомника или садового центра приглянувшееся растение, вы тоже невольно занимаетесь проектированием.

Наблюдая за результатами стараний многих дачников, можно понять, что  оформлением занимались не профессионалы: растения на территории располагаются хаотично, без системы. Общий пейзаж похож на коллекцию случайно высаженных растений. 

Перейти к обсуждению

Однако проблема такого ландшафта не только в отсутствии единства композиции, но и в том, что неправильно размещенные растения будут создавать помехи при использовании садового оборудования и инвентаря.

В таком цветнике или саду сложно будет проводить обрезку отцветших растений, стрижку живой изгороди или декоративных кустарников.

В результате: много потраченного времени на уход за цветником или потеря некоторых растений. 

При том, что подробный проект участка очень важен, нет ничего плохого и в планировании на ходу. Опытные садоводы поступают так довольно часто и получают удовольствие от полученного результата. Какой бы подход вы ни выбрали, предлагаем вам несколько советов для создания умного и красивого ландшафта.

Совет: предусмотрите легкий доступ садового оборудования

Во время ухода за садом и участком вы обязательно будете использовать различные садовые инструменты, газонокосилку, бензопилу. Спланируйте посадки и элементы ландшафта так, чтобы доступ к ним был простым.

Предусмотрите возможность будущих строительных проектов, пристроек или ремонта, для которых может понадобиться громоздкая строительная техника. Для этого заранее выделите свободные от посадок места, тогда вы не столкнетесь с необходимостью выкапывать, уже посаженные, иногда не дешевые, растения.

Перейти к обсуждению

Совет: выделяем фокусные точки

Фокусная точка — это что-то вроде:  «то, что привлекает наш взгляд». Правильно выбранные фокусные точки направляют визуально, заставляют двигаться все дальше через весь участок, интригуют и дают общее понятие о саде.

Перейти к обсуждению

Что же выбрать в качестве фокусных точек? Кроме привычных вариантов: дерево или статуя, есть много неординарных объектов.

Идея состоит в том, чтобы подобрать что-то, несколько отличающееся от остальной части ландшафта формой, цветом или фактурой…Это может быть архитектурная особенность вашего дома или специально созданный элемент.

Такая фокусная точка находится как-бы в стороне, но обязательно связана с общим пейзажем стилем.

Соблюдайте пропорции. Для просторных участков роль фокусной точки может сыграть даже вековой дуб, а вот для небольших садов или дачных участков отличным выбором будет небольшая статуя, необычные солнечные часы или изящная садовая скамейка.

Перейти к обсуждению

Совет: оставьте формальный стиль богатым и знаменитым

Формальный стиль — один из самых сложных для создания, а поддержание его трудоемко и стоит денег. Симметрию очень сложно поддерживать. Например, возле вашего дома растут два одинаковых  вечнозеленых дерева.

Если при каких-то непредвиденных обстоятельствах одно их них погибнет, вам нечем будет его заменить, либо придется выложить кругленькую сумму на покупку подходящего экземпляра. Подобная проблема может возникнуть с живой изгородью, при потере нескольких кустов.

Как гласит английская пословица: «не кладите все яйца в одну корзину!»

Поэтому, рекомендуем реально оценивать свои финансовые возможности и время, которое вы готовы тратить на уход за садом.

Перейти к обсуждению

Совет: используйте кривые в ландшафте

При организации своего участка используйте не только прямые линии, но и кривые: извилистые дорожки, неровные границы цветников и клумб. Это сделает сад интересным и более сложным. Однако, во всем соблюдайте меру.

Ландшафтные дизайнеры советуют выбрать: что будет доминировать в вашем проекте, а что станет выполнять второстепенную роль. Например, клубок извилистых тропинок и большое количество клумб разных форм и размеров будет создавать только хаос, а слишком длинная дорожка уведет далеко от цели вашего пути.

Будет лучше, если второстепенные дорожки вы сделаете извилистыми, а основные все же будут более направленными.

Чтобы пейзаж выглядел гармонично, повторите кривые и в другой плоскости, например посадите растения соответствующих форм.

Перейти к обсуждению

Совет: создайте движение

Неподвижный ландшафт напоминает картину. Однако, картины хороши для украшения стен, а сад не может быть безжизненным и требует движения.

Ни один цветник не обходится без декоративных трав, злаков и цветов, легко поддающихся дуновению ветра. Посадите на клумбах яркие цветы, чтобы привлечь бабочек, а также подберите место для ягодных кустарников и поилок птицам.

Это создаст в саду оживленное движение, а заодно, птицы помогут вам в борьбе с вредителями на деревьях.

 

Перейти к обсуждению

Совет: сделайте акцент на доме

Даже, если ваш дом не является шедевром архитектуры, с помощью грамотно подобранных растений, вы легко превратите его в достопримечательность. Например, если дом имеет некрасивые, грубые углы, вы можете смягчить края, посадив рядом растения: декоративный куст или пустив по стене лиану: текому, плетистую розу, клематис.

Перейти к обсуждению

Это поможет сделать дом частью пейзажа. Постарайтесь держать себя в руках и не превращайте посадки возле дома в непроходимую чащу 😉

Но мы хотим сказать, что в любом доме: маленьком или большом, старом или новеньком с иголочки, обязательно найдется архитектурная особенность, которую можно выгодно подчеркнуть или интересно обыграть. Это будет самый лучший вариант. 

Перейти к обсуждению

Совет: ищите новые возможности

Когда вы долгие годы живете в одном и том же доме, видите один и тот же сад, вы начинаете воспринимать его, как что-то неизменное. На многое, вообще, перестаете обращать внимание и привычным движением отодвигаете ветви разросшегося кустарника или переступаете через бревно, лежащее не первый год. Внимание! Все это  мешает вам создать ландшафт, о котором вы мечтаете.

Смело выкорчевывайте заросли, очистите участок от ненужного хлама, из пней и старых деревьев заготовьте  дрова для мангала. Теперь, на освободившемся солнечном месте, можно организовать огород или розарий, сделать мощеную площадку для патио или поставить фонтанчик.

Перейти к обсуждению

 

Совет: правильная посадка — прекрасный ландшафт

Приобретая растения для своей дачи или сада, всегда интересуйтесь: какие условия им требуются для хорошего роста, цветения или плодоношения. Одни растения требуют много тепла и света — их надо будет высадить на солнечные участки, а другие любят ажурную полутень — для них надо выделить тенистое местечко.

Еще один нюанс в том, чтобы приобретая молодое растение, вы знали, каким оно станет через несколько лет и достаточно ли у вас места для такого питомца. Новички часто делают ошибку, с радостью высаживая быстрорастущие растения.

С одной стороны это удобно, так как участок быстро приобретает пышный вид, но с другой — вам придется часто стричь а иногда и проредить такие заросли, чтобы поддерживать их декоративность.

В результате время и деньги, потраченные на обрезку и прочее обслуживание могут вылиться в довольно круглую сумму..

Перейти к обсуждению

 

Отметим, что между растениями и цветами должно быть необходимое для циркуляции воздуха расстояние. Это предотвратит поражение ваших посадок грибком и вредителями. А чтобы цветник не выглядел незаконченным, в пространство между многолетними растениями высаживают однолетние. Так, вы каждый год сможете менять внешний вид ландшафта.

Надеемся наши советы помогут избежать основных ошибок при организации вашего участка. Ведь для создания прекрасного ландшафта не обязательно иметь огромную сумму или звать профессионала, просто помните о наших рекомендациях при выборе растений и посадке их в саду. Результат, несомненно, принесет вам большое удовольствие и будет радовать много лет.

Перейти к обсуждению

 

Источник: https://decorateme.com/articles/landscape-design/8-sovetov-dlia-sozdaniia-idealnogo-landshafta-79

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.